Авиакомпания «Аэрофлот» снова пытается пошатнуть монополию производителя самолетов Superjet 100 на поставки запчастей. Крупнейший эксплуатант самолетов этого типа вновь объявил конкурс на доступ к пулу запчастей для своего парка Superjet 100, следует из материалов сайта госзакупки.
Конкурс разбит на три лота, первый включает «приобретение услуг с оплатой по ставке с летного часа» за доступ к складу исправных запчастей, а также их ремонт. Максимальная стоимость — 136,2 млн долл. Второй лот — на техобслуживание и аренду шасси, его максимальная цена — 18,3 млн долл. Третий — на аналогичные работы в отношении вспомогательных силовых установок (ВСУ). За них «Аэрофлот» готов заплатить до 33 млн долл.
«Заказчик желает оптимизировать качество и стоимость услуг, связанных с предоставлением технического обслуживания компонентов и обеспечением материально-технического снабжения <…> получить гарантии того, что качество и стоимость услуг будут оставаться конкурентоспособными на рынке в течение действия настоящего договора», — отмечается в техническом задании к конкурсу.
Проект договора предполагает заключение соглашения сроком до конца 2030 г., согласно которому исполнитель сможет привлекать субподрядчиков.
В настоящее время техобслуживание запчастей Superjet 100 «Аэрофлота» обеспечивает производитель этих машин — компания «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС). Авиакомпания заключила контракт с ней в 2012 г., после чего он неоднократно продлевался. Обслуживает и ремонтирует самолеты SSJ 100 «дочка» «Аэрофлота» – компания «А-Техникс».
Таким образом, похоже, что "Аэрофлот" планирует менять подход к системе обслуживания своих самолетов. Но это уже не первая попытка "Аэрофлота" объявить подобный конкурс. В феврале на сайте госзакупок появилась информация о конкурсе на ТОиР запасных частей для 50 самолетов Sukhoi Superjet 100 стоимостью 2,48 млн долл. и сроком действия договора до конца 2034 г. Заявки на участие подали всего два кандидата — ГСС и их дочерняя "Рапарт Сервисез". В мае конкурс был признан несостоявшимся, поскольку уровень предложенных цен не удовлетворил авиакомпанию.
"Предположительно, в данном конкурсе не может быть никакого другого победителя, кроме ГСС. Предполагаю, что конкурс уже второй раз проводится "Аэрофлотом" с целью попытаться пошатнуть монополию производителя и создать конкурентные и выгодные условия. Конкурентный рынок действительно был бы выгоден и для операторов, и для поставщиков услуг по ТОиР. Однако на данный момент его нет", — отметил в интервью АТО.ru представитель российской авиационной отрасли.
После потери самолета Superjet 100 в результате авиакатастрофы в Шереметьево в мае этого года у "Аэрофлота" осталось 49 машин данного типа. Поставка еще ста таких ВС, предварительно заказанных в сентябре 2018 г., должна начаться в II полугодии этого года и продлиться до 2026 г.