Дорогой региональный Superjet

С прекращением полетов авиакомпании Red Wings на региональных самолетах Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100) в России остается, по сути, четыре коммерческих оператора ВС производства "Гражданских самолетов Сухого" (ГСС): "Аэрофлот", "Газпром авиа", "Якутия" и "Ямал".

В свое время Red Wings продемонстрировала, что и российская авиакомпания способна эксплуатировать SSJ 100 на достойном уровне. Осенью 2015 г. сообщалось, что российский перевозчик даже превзошел показатели мексиканской авиакомпании Interjet — лидирующего оператора по интенсивности использования SSJ 100.

Но в итоге, как сейчас модно говорить, «что-то пошло не так». Оператором одного из SSJ 100 авиакомпании стала "Якутия", а еще четыре ВС этого типа ждут продолжения эксплуатации в интересах "ИрАэро".

Гендиректор Red Wings Евгений Ключарев продолжительное время открыто не объяснял, почему его авиакомпания временно (или нет) остановила полеты на SSJ 100. Но 7 июля, на встрече с журналистами в Мурманске, топ-менеджер высказал свою версию причин произошедшего.

По мнению Ключарева, в карте полетов Red Wings было мало рейсов, соответствующих провозной емкости SSJ 100 (ВС авиакомпании были рассчитаны на перевозку 93 пасс. в двуклассной компоновке). Кроме того, анализ опыта эксплуатации SSJ 100 в Мексике показал, что доходная ставка у Interjet выше, чем у Red Wings, в 2,5 раза.

Влияние девальвации

Рассказывая об опыте эксплуатации ВС производства ГСС в Red Wings, руководитель перевозчика подчеркнул, что SSJ 100 — суперсовременный самолет: "Его очень любят технические службы, потому что он очень легок в обслуживании, его обожают пилоты, так как пилотировать SSJ 100 — одно удовольствие".

Между тем Ключарев напомнил, что в SSJ 100 высока доля иностранных запасных частей. По его словам, с удешевлением рубля стоимость эксплуатации ВС значительно выросла: "Мы входили в контракт c ГСС, когда курс доллара был 35 руб., а подписали при курсе за 50. Это произошло на этапе трех-четырех месяцев".

Позиционирование машины

Гендиректор Red Wings считает SSJ 100 региональным ВС. Одной из основных проблем самолета Ключарев назвал относительно высокие затраты на эксплуатацию ВС производства ГСС.

Читайте также  SSJ 100 обслуживают в США на договорной основе

"Дело в том, что чем меньше самолет, тем дороже стоимость перевозки одного кресла. Чем меньше кресел, тем больше расходов ложится на каждого пассажира. SSJ 100, являясь, в общем, региональным самолетом максимального размера, все равно достаточно дорог на кресло», — сказал топ-менеджер.

По словам Ключарева, Red Wings практически не занималась региональными перевозками. Настоящими региональными маршрутами в карте полетов авиакомпании он назвал рейсы Москва—Иваново и Иваново—Санкт-Петербург.

"Однако же именно эти два маршрута субсидировались правительством Ивановской области. И это были лучшие наши рейсы, — отметил Ключарев. — Параллельно с этим Red Wings эксплуатировала SSJ 100 на таких достаточно высокодоходных линиях, как Москва—Махачкала, Москва—Грозный, Москва—Ульяновск, Москва—Казань, Москва—Уфа. Но на всех этих линиях присутствуют такие самолеты, как Boeing 737 и Airbus A320. Конечно же, это самолеты другого класса. С ними конкурировать SSJ 100 просто не может".

Руководитель Red Wings считает, что на сегодняшний день в России практически нет региональных маршрутов, предназначенных для самолетов вместимостью около сотни пассажиров.

"Региональные перевозки есть, но они хороши для ВС емкостью 50 кресел, ну, может быть, где-то 70 кресел — под ATR 72. Но чтобы пассажиров на региональном маршруте был под сотню — таких линий практически нет, — пояснил Евгений Ключарев. — И, соответственно, не найдя этих линий, да и, к сожалению, эксплуатируя самолеты в минус, в убыток себе, мы не могли это делать до бесконечности. Было принято решение приостановить эксплуатацию SSJ 100".

По словам топ-менеджера, Red Wings планировала отказаться от эксплуатации SSJ 100 осенью 2016 г. Так, перевозчик практически договорился с властями Краснодарского края о базировании двух SSJ 100 в аэропорту Краснодара.

"Это был бы интересный проект, потому что там планировались определенные субсидии. Самолеты летали бы Краснодар—Сочи, Краснодар—Симферополь, — говорит Ключарев. — Это были бы по-настоящему региональные перевозки на правильном расстоянии для SSJ 100 (около 190 и 400 км соответственно. — Прим. ATO.ru) с достаточно высоким пассажиропотоком".

Читайте также  Самолет SSJ 100 сертифицирован для автоматической посадки

В итоге у партнеров авиакомпании — ГСС и ГТЛК — появились заказчики на самолеты Red Wings. Теперь по целому ряду маршрутов SSJ 100 летают Boeing 737-500 дружественной авиакомпании "Нордавиа".

Лишнее место

Гендиректор Red Wings полагает, что при создании SSJ 100 ГСС уделили слишком много внимания комфортности машины для пассажиров.

"Сечение SSJ 100 практически как на среднемагистральных ВС. Я стою спокойно в салоне, прохожу по нему, не пригибаясь (рост топ-менеджера — около двух метров. — Прим. ATO.ru). И зайдите в Embraer, даже в Е195. Я иду, пригнувшись, там больше кресел, и, как результат, это ВС более эффективно на кресло", — замечает Ключарев.

Руководитель авиакомпании задается вопросом, почему на региональном самолете SSJ 100 такой большой шаг кресел. Сократив его, он предлагает поставить еще два ряда пассажирских мест.

"Два ряда кресел — это десять пассажиров. А десять пассажиров — это минус 10% в стоимости кресла, — рассказал Ключарев. — Мне говорят: «Эвакуационные выходы маленькие». Ну, хорошо, сделайте два выхода на крыло. Пусть SSJ 100 станет за счет этих двух форточек чуть дороже. Но на 10% он станет эффективнее. На что мне сказали в ГСС: «Мы делаем новую версию». Но какую же? «Сделаем 135 кресел (вероятно, речь идет об удлиненной версии SSJ 100SV. — Прим. АТО.ru), но удлиним фюзеляж. Понимаете, не просто так в имеющийся фюзеляж воткнуть еще десять кресел, а удлиним и еще туда 30 кресел воткнем». Но, коллеги, это уже другой самолет, другие двигатели, другой вес, другие расходы и цена".

Справедливости ради отметим, что SSJ 100 выпускается в компоновке на 103 пасс. Например, в 2016 г. три таких ВС получила авиакомпания "Ямал".  

Читайте также  Деловую версию SSJ 100 для иностранных клиентов будут кастомизировать в Италии

     

Мексиканское сравнение

На пресс-конференции в Мурманске гендиректор Red Wings также поделился с журналистами своим видением причин успеха самолетов SSJ 100 в авиакомпании Interjet. Напомним, что весной 2016 г. мексиканский лоукостер получил в свое распоряжение 21-й самолет производства ГСС.

На основе открытых данных мексиканского перевозчика (в том числе взятых из Интернета) Red Wings провела исследование экономики эксплуатации SSJ 100 в Interjet.

"Мы взяли их сеть, взяли данные по тарифам, из открытых отчетов Interjet взяли среднюю загрузку и получили, что их доходная ставка, то есть тариф на одного пассажира, выше, чем у Red Wings, в 2,5 раза, — рассказал Евгений Ключарев. — Понимаете, мы на разных планетах живем по доходности. Мы работаем на очень тяжелом и крайне низкорентабельном рынке".

Возвращение

Гендиректор Red Wings не исключил, что его авиакомпания может вернуться к эксплуатации SSJ 100. В структуре перевозчика сохранен костяк инженеров, инструкторский состав.

"Дело в том, что наши инструкторы были допущены к управлению двух самолетов. В нашем штате остались три инструктора SSJ 100. Они продолжают выполнять полеты на Ту-204. Мы будем их регулярно посылать на тренажер SSJ 100, чтобы у них не закончился пилотский доступ", — говорит Евгений Ключарев.

Он отметил, что на решение Red Wings снова эксплуатировать ВС производства ГСС положительное влияние окажет субсидирование рейсов на SSJ 100.

По словам топ-менеджера, за Red Wings осталось реноме ведущего оператора SSJ 100, поэтому ОАК предложила авиакомпании новый проект по популяризации этих ВС. Его параметры руководитель перевозчика не раскрыл.