ГСС приступили к летным испытаниям турбохолодильника для самолета SSJ-New

Компания «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) приступила к летным испытаниям первого ключевого агрегата для перспективного ВС SSJ-New. Речь идет об установке охлаждения воздуха (УОВ) разработки производственно-конструкторского объединения (ПКО) «Теплообменник» (Нижний Новгород). По словам представителя ГСС, весной 2020 г. в составе Superjet 100 (SSJ 100) должны начаться летные испытания российской вспомогательной силовой установки (ВСУ) производства НПП «Аэросила». Таким образом, ГСС перешли к практическому этапу создания самолета SSJ-New.

Заказ на выполнение НИОКР по программе Superjet c максимальным импортозамещением компонентов и систем (шифр SSJ-New) Минпромторг России разместил в апреле прошлого года. Контракт стоимостью 3,5 млрд рублей был подписан с ГСС. Срок завершения работ установили до 15 декабря 2019 года.     

Турбохолодильник  

УОВ входит в систему кондиционирования воздуха (СКВ) и является ее основным агрегатом. Просторечное название УОВ — турбохолодильник. Он служит для охлаждения воздуха (это несколько сотен градусов), отбираемого от компрессора двигателя. 

«УОВ — очень дорогой агрегат. Турбохолодильник — один из самых важных элементов, так как обеспечивает функционирование систем жизнеобеспечения на борту. От его надежности напрямую зависит регулярность полетов. Это не просто «тепло — холодно», — сообщил ATO.ru один из российских авиаспециалистов.

СКВ отвечает за три важнейших процесса: подачу свежего воздуха для дыхания людей и поддержания нормального уровня давления в полете (наддув), регулирование температуры в кабине экипажа и в салоне, вентиляцию отсеков самолета.

УОВ охлаждает горячий воздух, поступающий от двигателей или ВСУ самолета, чтобы создать комфортные условия при экстремальных температурах наружного воздуха.

"В соответствии с техническим заданием ГСС компания "Теплообменник" разработала и изготовила УОВ и входящие в нее агрегаты, аналогичные по массово-габаритным и техническим характеристикам установке, применяемой в СКВ SSJ 100. Проведенные в процессе разработки исследования показали возможность улучшения характеристик установки, а именно снижения массы и повышения тепло- и холодопроизводительности", — заявил гендиректор, главный конструктор ПКО "Теплообменник" Виктор Тятинькин :: ГСС 

Читайте также  Авиакомпания Sky Aviation проводит инспекторскую проверку первого Sukhoi Superjet 100

Воздух охлаждается в теплообменных аппаратах, сжимается компрессором, затем снова охлаждается в теплообменных аппаратах и, наконец, расширяется на турбохолодильнике со снижением температуры.

Важнейший элемент УОВ — трехколесная турбомашина на газовых подшипниках, которая вращается со скоростями до 60 тыс. об./мин, обеспечивая эффективное расширение и охлаждение воздушного потока.

Замена Liebherr

Сейчас на Superjet 100 используются импортные УОВ производства компании Liebherr. Российский турбохолодильник для SSJ 100 предприятие «Теплообменник» разработало по собственной инициативе, сообщил ATO.ru Дмитрий Калениченко, директор департамента ГСС по связям с общественностью и управлению брендом.

По словам собеседника, систему кондиционирования для самолета SSJ-New авиастроитель разрабатывает самостоятельно, поэтому в качестве поставщика агрегатов привлекает российских субподрядчиков, имеющих научно-технический задел.

«Нами были выпущены технические задания на разработку компонентов [для СКВ], были проведены конкурсные процедуры, получены предложения от нескольких потенциальных поставщиков. И на основании результатов анализа было принято решение о привлечении к выполнению работ по проектированию УОВ нижегородской компании», — прокомментировал Калениченко.

Он отметил, что в кооперации по программе Superjet 100 предприятие «Теплообменник» «уже выступает субподрядчиком Liebherr». 

Нижегородские преимущества

По своим техническим характеристикам агрегаты Liebherr и «Теплообменника» фактически идентичны, отмечают в ГСС. Комментируя главные преимущества нижегородского продукта, самолетостроитель указывает на производство УОВ в России, а также на потенциально выгодную цену.   

УОВ производства ПКО "Теплообменник" состоит на 90% из российских комплектующих. В кооперации в качестве поставщиков участвуют около 10 предприятий РФ. Ожидается, что к моменту ввода в эксплуатацию SSJ-New оставшиеся 10% будут также замещены российскими компонентами. По информации ATO.ru в нижегородской УОВ пока используется несколько датчиков иностранного производства.

Пока проведена предварительная оценка стоимости агрегата. «Окончательную цену можно будет сформировать на основе многих критериев позже, в том числе она [стоимость] будет зависеть от портфеля заказов [на SSJ-New]», — сообщил Калениченко.

Читайте также  Итоги первого года эксплуатации SSJ 100 в "Аэрофлоте"

Отвечая на вопрос, почему нельзя было сразу установить нижегородский турбохолодильник, собеседник отметил, что на момент выбора поставщиков для SSJ 100, 17 лет назад, у российских компаний не было УОВ с нужными характеристиками.

«Тот агрегат, который ГСС испытывают сейчас, по характеристикам не уступает западным аналогам», — подчеркнул Калениченко.

Ход испытаний

Нижегородский турбохолодильник уже прошел стендовые испытания. Сейчас идут испытания доводочные: наземные и летные в составе опытных Superjet 100. 

«Впереди десятки полетов: некоторые будут посвящены именно УОВ, другие — иным целям, но эта установка уже стоит на самолете. Впоследствии будут спланированы полеты и испытания этой системы в критических режимах, в том числе критических температурных режимах», — рассказал Дмитрий Калениченко.

Предполагается, что УОВ разработки предприятия «Теплообменник» будет проходить сертификационные испытания в составе самолетов SSJ-New. Нижегородский турбохолодильник будет установлен уже на первый прототип импортозамещенного Superjet 100.

«К испытаниям УОВ на опытных самолетах SSJ 100  мы приступили сейчас по причине готовности агрегата к этапу доводочных испытаний», — прокомментировал представитель ГСС.

Другие системы

Сейчас ГСС в рамках разработки импортозамещенной модификации самолета SSJ 100 «ведут работу по многим системам одновременно». Известно об участии в проекте самарского предприятия «Авиаагрегат» (компания холдинга «Технодинамика»; взлетно-посадочные устройства), обнинского «Технология» (компания холдинга «РТ-Химкомпозит»; остекление кабины экипажа).

Сообщалось, что к импортозамещению рассматриваются гидравлические системы ВС, противопожарное оборудование, топливные системы и другие компоненты. Полностью российский двигатель для SSJ-New готова создать ОДК. 

Уже в марте в составе SSJ 100 должны начаться испытания ВСУ производства подмосковного предприятия «Аэросила», добавили в ГСС. Речь идет о двигателе ТА18-100, который должен заменить американскую ВСУ Honeywell RE220. 

«Работы по замещению российскими комплектующими других систем в рамках проекта SSJ-New проводятся в соответствии с графиком», — прокомментировал Дмитрий Калениченко.

Но конкретные сроки создания первого прототипа SSJ-New в ГСС не раскрывают. Вероятно, такой самолет появится в середине следующего десятилетия. В «Технодинамике» сообщали, что самолет SSJ-New с увеличенной долей российских комплектующих может быть создан к 2024 г. 

Читайте также  В Европе сертифицировали SSJ 100 с увеличенной тягой