На Северном Кавказе могут создать промышленный кластер малой авиации

Промышленный кластер техники малой авиации могут организовать на базе производственных площадок СКФО, при этом создание кластера может объединять предприятия сразу нескольких регионов округа, говорится в сводном анализе инвестиционной привлекательности субъектов Северного Кавказа, опубликованном на официальном сайте полномочного представителя президента РФ в СКФО.

«Привлекательным представляется развитие на базе производственных площадок СКФО промышленных кластеров. В частности, интерес представляет организация промышленного кластера техники малой авиации», — говорится в исследовании.

По мнению авторов исследования, предпосылками для развития производства авиатехники в СКФО является наличие технологичных производств в области транспортного машиностроения, а также наличие предприятий по производству запчастей и комплектующих для авиатехники — в частности, дагестанские ОАО «Концерн «Кизлярский электромеханический завод» [КЭМЗ, разработал многоцелевой легкомоторный самолет МАИ-11] и ОАО «Авиаагрегат», которое специализируется на производстве аэродромного оборудования, а также комплектующих изделий и узлов для самолетов, сборочные производства на территории Чеченской Республики, которые могут частично переориентировать для сборки легкомоторной авиатехники и т.д.

«Помимо предприятий машиностроения, в СКФО имеется ряд предприятий по производству радио и электрооборудования, осуществляющих производство радиоаппаратуры для гражданской авиации, средств управления полетами военного назначения, самолетно-переговорных устройств, различных комплектующих для систем слежения за воздушными судами, цилиндрических и прямоугольных низковольтных электрических соединителей, применяемых в авиационной технике, а также станций активных помех для летательных аппаратов», — уточняется в исследовании.

При этом отмечается, что данные предприятия сосредоточили в Дагестане, Северной Осетии, Ставропольском крае, Карачаево-Черкесской Республике. «Таким образом, создание кластера легкомоторного вертолето- и авиастроения может объединять предприятия сразу нескольких регионов СКФО», — считают авторы исследования.

Свободная ниша

По данным исследования, в настоящее время рост спроса на авиаперевозки в РФ расширяет рыночную нишу для новых воздушных судов отечественного производства, в том числе, в секторе малой авиации: сельскохозяйственного и бизнес назначения, спецназначения, спортивной авиации и др.

Читайте также  Ростех выпустил первый гражданский арктический вертолет Ми-8АМТ

«В то время как большинство авиастроительных предприятий на территории РФ концентрируется на производстве тяжелой авиатехники, производство легкомоторных аппаратов практически не развито… В настоящее время Россия заметно отстает от развитых стран по уровню распространения малой авиации, несмотря на то, что для 60% территории РФ малая авиация является единственным средством обеспечения транспортной доступности», — говорится в отчете.

При этом отмечается, что повешение эффективности отрасли отечественного самолетостроения и продвижению ее продукции, в том числе произведенной на территории СКФО на внутреннем и внешнем рынках является одной из задач подпрограммы «Самолетостроение» госпрограммы РФ «Развитие авиационной промышленности».

«Кроме того, данной госпрограммой предусмотрена финансовая поддержка научных организаций, осуществляющих исследования в области авиационной науки и технологии, а также субсидирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям развития авиационной промышленности Таким образом, подчеркивается важность создание производств в сфере малой авиации на территории СКФО», — также говорится в отчете.

В августе 2019 года на Международном авиакосмическом салоне (МАКС-2019) дагестанский «Концерн КЭМЗ» представил четырехместный самолет МАИ-411, разработанный совместно с КБ Московского авиационного института и построенный на базе кизлярского предприятия. Как ранее сообщал ТАСС генеральный директор предприятия Ибрагим Ахматов, в 2020 году КЭМЗ планирует произвести три таких самолета, кроме того, предприятие создало собственную авиакомпанию для развития малой авиации в Дагестане.

Сводный анализ инвестиционной привлекательности субъектов Северо-Кавказского федерального округа был подготовлен ассоциацией «Северный Кавказ» по поручению полпреда президента РФ в СКФО Юрия Чайки.

Источник: ТАСС