Управляющий директор JetNet iQ Роллан Винсент на страницах AIN рассуждает о последствиях распространения COVID-19 для отрасли бизнес-авиации.
COVID-19 – несколько месяцев назад многие из нас могли подумать, что за этой аббревиатурой скрывается новый региональный самолет, разрабатываемый начинающим производителем, который еще не придумал имя, не говоря уже о том, чтобы выделить достаточно средств для разработки прототипа для сертификации. Скорость, с которой это печально известное и опасное респираторное заболевание распространятся уже в масштабах пандемии, останавливая все виды человеческой деятельности и взаимодействия, трудно понять. Исключительно сильно пострадали воздушные перевозки и связанные с ними отрасли, которые сталкиваются с экзистенциальными угрозами, поскольку выполнение полетов прекращается, а огромное количество потенциальных путешественников остаются запертыми в своих домах в надежде на относительную безопасность.
Насколько это возможно, широко применяется политика работы на дому, чтобы обеспечить непрерывность бизнеса для людей, которые могут выполнять хотя бы часть своей работы в Интернете и вне физического контакта с коллегами. Спрос на виртуальные частные сети (VPN) резко возрос в то время, когда практически за одну ночь исчезло бронирование на Airbnb для экспедиций на реки для ловли лосося в живописном фьорде Вопнафьордур, Исландия (код IATA: VPN).
Издержки этого ужасного заражения уже неисчислимы, а его влияние на наш образ жизни невообразимо.
Небольшим, но замечательным жестом добродетели, которая вдохновляет в эти ужасные события, стал сайт онлайн-бронирования Airbnb, который запустил сервис помощи в получении бесплатного жилья медицинским работникам на переднем крае борьбы со вспышкой коронавируса в Италии, предоставленного хозяевами, со всеми соответствующими сборами, оплаченными Airbnb. Отрадно знать, что владельцы/эксплуатанты бизнес-джетов и самолетов авиации общего назначения являются одними из первых, кто оказал первую помощь в эти времена.
Вне всякого сомнения, уже не имеет прецедента то, что прекращение полетов авиакомпаний быстро приобрело глобальный масштаб. Проще говоря, большинство авиакомпаний плохо подготовлены к серьезным сбоям в спросе со стороны основного источника дохода – пассажиров.
Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА) является глобальной торговой организацией, представляющей интересы более 290 коммерческих авиаперевозчиков. Незаменимая роль гражданской авиации в развитии торговли явно разрушается, напоминая нам всем о влиянии и охвате нашей отрасли во всех уголках общества. Как заявляет ИАТА: «Авиация освобождает нас от ограничений географии, расстояния и времени. Авиация – это свобода».
Несмотря на часто упоминаемые различия между коммерческой и бизнес-авиацией, факты достаточно ясно говорят, что эти сегменты гражданской авиации имеют много общего и вместе дают более полный сервис, чем любой из них мог бы предоставить самостоятельно. В то время как в бизнес-авиации и АОН занято около 1,1 миллиона рабочих мест и $247 млрд в общем объеме производства в одних только США, как было указано в только что опубликованном исследовании, проведенном PricewaterhouseCoopers, только небольшая часть людей когда-либо сможет полететь на чем-то, кроме коммерческих авиалайнеров Boeing или Airbus.
Авиаперевозки и логистические услуги, предоставляемые авиакомпаниями, необходимы для нормального функционирования всего, начиная от семейной жизни и заканчивая цепочками поставок на заводе. Нетрудно представить себе сбои, возникающие, когда экипажи и специалисты по техническому обслуживанию просто не могут встать на свои позиции, чтобы встретить свой самолет, когда брокеры и дилеры не могут выполнить предварительный заказ, или когда авиационные конструкции, детали и связанные с ними системы не могут транспортироваться на производство или для технического обслуживания в сервисные центры.
2019 год был непростым временем для продаж на вторичном рынке бизнес-джетов, который, по данным JetNet, закончился снижением количества сделок на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это замедление произошло одновременно с тем, что производители бизнес-джетов начали пожинать плоды многолетних капиталовложений в совершенно новые и значительно улучшенные модели, причем сертификация и производство выросли в прошлом году у множества компаний и платформ. Благодаря долгожданному увеличению количества твердых заказов поставки новых бизнес-джетов выросли примерно на 15% в годовом исчислении. По оценкам, у большой пятерки производителей портфель заказов вырос на 8% по сравнению с 2018 года, впервые после финансового кризиса 10-летней давности.
В то время как в прогнозе на 2020–2029 годы в наших моделях прогнозирования JetNet iQ мы учитывали циклический спад поставок, но глубина спроса, которого мы уже ожидали, достиг неожиданной ненасытности. Хотя глубинные последствия COVID-19 будут предметом экономических исследований будущих поколений, уже очевидно, что этот невидимый вирусный враг, по-видимому, рожденный в результате естественных процессов у летучих мышей, достаточно силен, чтобы заразить и убить массы людей, в то время как ведущие мировые державы, политические и деловые лидеры, а также простые люди от Уолл-стрит до Мэйн-стрит и за их пределами, входят в рецессию или становятся на колени.
В основе этой проблемы лежит простой вопрос, который имеет первостепенное значение для нашего сегмента экономики: продолжат ли компании и состоятельные люди покупать и летать на деловых самолетах в условиях экономического спада? Для некоторых ответ ясен и полон энтузиазма – «Да!» Как говорится, когда наступают жесткие времена, сильные становятся занятыми, и они опережают своих конкурентов. Для других – и опыт показывает, что они в большинстве – приоритеты сосредоточены на сохранении капитала, зная, что в большинстве случаев хорошо иметь сухой порох, но особенно при перестрелке.
И сейчас перестрелка, поскольку компании подчеркивают в своих бизнес-планах (словами своих трудолюбивых аналитиков) различные сценарии типа «что если», в то время как люди из всех слоев общества делают все возможное, чтобы выжить, как они могут. В сфере бизнес-авиации и АОН переход к работе на дому быстро ускоряется, чтобы остановить распространение инфекции, которая уже меняет наш образ жизни.
Объявление Textron Aviation 18 марта о широкомасштабном отпуске было нежелательным, но не удивительным индикатором раннего предупреждения о том, что, вероятно, будет еще больше, по крайней мере, от некоторых других производителей деловых самолетов. В этом, безусловно, головокружительном решении, президент и генеральный директор Textron Aviation Рон Дрэйпер и его команда старших руководителей сделали смелый шаг, назвав его таким, каким они его видят.
После года, когда объем заказов составил всего $1,7 млрд – достаточно, чтобы покрыть, возможно, 4-5 месяцев производства – у лидера отрасли по объемам поставок Textron Aviation было относительно мало возможностей для маневра и степеней свободы, чтобы выдерживать любой длительный спад заказов без корректировки производства.
Мы считаем, что замедление темпа приема заказов в Textron Aviation стало очевидным в последние месяцы прошлого года, поскольку объем портфеля заказов сократился примерно на 5%, в отличие от большинства коллег. Мы понимаем, что в первом квартале 2020 года заказы у некоторых производителей существенно замедлились. В то же время запрашиваемые/получаемые цены как на новые, так и на бывшие в употреблении джеты снижаются на двузначные значения в процентах в некоторых наиболее конкурентных сегментах рынка, когда несколько производителей борются за одних и тех же клиентов, многие из которых стремятся к выгодным сделкам.
Мир меняется, производители сражаются за бизнес, а клиенты выбирают лучшие предложения. В некотором смысле ничего не меняется. Тем не менее, появление COVID-19 – это «черный лебедь», шок, который уже отодвигает проблему Boeing 737 MAX на второй план. Чем раньше смертельная пандемия коронавируса пройдет, тем лучше, но жизнь – и авиационная отрасль в частности – будет в каком угодно состоянии, кроме нормального, пока этот кризис не пройдет.