Прилетел «черный лебедь»

Управляющий директор JetNet iQ Роллан Винсент на страницах AIN рассуждает о последствиях распространения COVID-19 для отрасли бизнес-авиации.

COVID-19 – несколько месяцев назад многие из нас могли подумать, что за этой аббревиатурой скрывается новый региональный самолет, разрабатываемый начинающим производителем, который еще не придумал имя, не говоря уже о том, чтобы выделить достаточно средств для разработки прототипа для сертификации. Скорость, с которой это печально известное и опасное респираторное заболевание распространятся уже в масштабах пандемии, останавливая все виды человеческой деятельности и взаимодействия, трудно понять. Исключительно сильно пострадали воздушные перевозки и связанные с ними отрасли, которые сталкиваются с экзистенциальными угрозами, поскольку выполнение полетов прекращается, а огромное количество потенциальных путешественников остаются запертыми в своих домах в надежде на относительную безопасность.

Насколько это возможно, широко применяется политика работы на дому, чтобы обеспечить непрерывность бизнеса для людей, которые могут выполнять хотя бы часть своей работы в Интернете и вне физического контакта с коллегами. Спрос на виртуальные частные сети (VPN) резко возрос в то время, когда практически за одну ночь исчезло бронирование на Airbnb для экспедиций на реки для ловли лосося в живописном фьорде Вопнафьордур, Исландия (код IATA: VPN).

Издержки этого ужасного заражения уже неисчислимы, а его влияние на наш образ жизни невообразимо.

Небольшим, но замечательным жестом добродетели, которая вдохновляет в эти ужасные события, стал сайт онлайн-бронирования Airbnb, который запустил сервис помощи в получении бесплатного жилья медицинским работникам на переднем крае борьбы со вспышкой коронавируса в Италии, предоставленного хозяевами, со всеми соответствующими сборами, оплаченными Airbnb. Отрадно знать, что владельцы/эксплуатанты бизнес-джетов и самолетов авиации общего назначения являются одними из первых, кто оказал первую помощь в эти времена.

Вне всякого сомнения, уже не имеет прецедента то, что прекращение полетов авиакомпаний быстро приобрело глобальный масштаб. Проще говоря, большинство авиакомпаний плохо подготовлены к серьезным сбоям в спросе со стороны основного источника дохода – пассажиров.

Читайте также  Virgin Galactic и NASA создадут сверхзвуковой пассажирский самолет

Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА) является глобальной торговой организацией, представляющей интересы более 290 коммерческих авиаперевозчиков. Незаменимая роль гражданской авиации в развитии торговли явно разрушается, напоминая нам всем о влиянии и охвате нашей отрасли во всех уголках общества. Как заявляет ИАТА: «Авиация освобождает нас от ограничений географии, расстояния и времени. Авиация – это свобода».

Несмотря на часто упоминаемые различия между коммерческой и бизнес-авиацией, факты достаточно ясно говорят, что эти сегменты гражданской авиации имеют много общего и вместе дают более полный сервис, чем любой из них мог бы предоставить самостоятельно. В то время как в бизнес-авиации и АОН занято около 1,1 миллиона рабочих мест и $247 млрд в общем объеме производства в одних только США, как было указано в только что опубликованном исследовании, проведенном PricewaterhouseCoopers, только небольшая часть людей когда-либо сможет полететь на чем-то, кроме коммерческих авиалайнеров Boeing или Airbus.

Авиаперевозки и логистические услуги, предоставляемые авиакомпаниями, необходимы для нормального функционирования всего, начиная от семейной жизни и заканчивая цепочками поставок на заводе. Нетрудно представить себе сбои, возникающие, когда экипажи и специалисты по техническому обслуживанию просто не могут встать на свои позиции, чтобы встретить свой самолет, когда брокеры и дилеры не могут выполнить предварительный заказ, или когда авиационные конструкции, детали и связанные с ними системы не могут транспортироваться на производство или для технического обслуживания в сервисные центры.

2019 год был непростым временем для продаж на вторичном рынке бизнес-джетов, который, по данным JetNet, закончился снижением количества сделок на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это замедление произошло одновременно с тем, что производители бизнес-джетов начали пожинать плоды многолетних капиталовложений в совершенно новые и значительно улучшенные модели, причем сертификация и производство выросли в прошлом году у множества компаний и платформ. Благодаря долгожданному увеличению количества твердых заказов поставки новых бизнес-джетов выросли примерно на 15% в годовом исчислении. По оценкам, у большой пятерки производителей портфель заказов вырос на 8% по сравнению с 2018 года, впервые после финансового кризиса 10-летней давности.

Читайте также  SKYPRO GROUND SERVICES как эталон трансферной безопасности

В то время как в прогнозе на 2020–2029 годы в наших моделях прогнозирования JetNet iQ мы учитывали циклический спад поставок, но глубина спроса, которого мы уже ожидали, достиг неожиданной ненасытности. Хотя глубинные последствия COVID-19 будут предметом экономических исследований будущих поколений, уже очевидно, что этот невидимый вирусный враг, по-видимому, рожденный в результате естественных процессов у летучих мышей, достаточно силен, чтобы заразить и убить массы людей, в то время как ведущие мировые державы, политические и деловые лидеры, а также простые люди от Уолл-стрит до Мэйн-стрит и за их пределами, входят в рецессию или становятся на колени.  

В основе этой проблемы лежит простой вопрос, который имеет первостепенное значение для нашего сегмента экономики: продолжат ли компании и состоятельные люди покупать и летать на деловых самолетах в условиях экономического спада? Для некоторых ответ ясен и полон энтузиазма – «Да!» Как говорится, когда наступают жесткие времена, сильные становятся занятыми, и они опережают своих конкурентов. Для других – и опыт показывает, что они в большинстве – приоритеты сосредоточены на сохранении капитала, зная, что в большинстве случаев хорошо иметь сухой порох, но особенно при перестрелке.

И сейчас перестрелка, поскольку компании подчеркивают в своих бизнес-планах (словами своих трудолюбивых аналитиков) различные сценарии типа «что если», в то время как люди из всех слоев общества делают все возможное, чтобы выжить, как они могут. В сфере бизнес-авиации и АОН переход к работе на дому быстро ускоряется, чтобы остановить распространение инфекции, которая уже меняет наш образ жизни.

Объявление Textron Aviation 18 марта о широкомасштабном отпуске было нежелательным, но не удивительным индикатором раннего предупреждения о том, что, вероятно, будет еще больше, по крайней мере, от некоторых других производителей деловых самолетов. В этом, безусловно, головокружительном решении, президент и генеральный директор Textron Aviation Рон Дрэйпер и его команда старших руководителей сделали смелый шаг, назвав его таким, каким они его видят.  

Читайте также  Студентов летных училищ гражданской авиации будут обучать на Ансатах

После года, когда объем заказов составил всего $1,7 млрд – достаточно, чтобы покрыть, возможно, 4-5 месяцев производства – у лидера отрасли по объемам поставок Textron Aviation было относительно мало возможностей для маневра и степеней свободы, чтобы выдерживать любой длительный спад заказов без корректировки производства.

Мы считаем, что замедление темпа приема заказов в Textron Aviation стало очевидным в последние месяцы прошлого года, поскольку объем портфеля заказов сократился примерно на 5%, в отличие от большинства коллег. Мы понимаем, что в первом квартале 2020 года заказы у некоторых производителей существенно замедлились. В то же время запрашиваемые/получаемые цены как на новые, так и на бывшие в употреблении джеты снижаются на двузначные значения в процентах в некоторых наиболее конкурентных сегментах рынка, когда несколько производителей борются за одних и тех же клиентов, многие из которых стремятся к выгодным сделкам.

Мир меняется, производители сражаются за бизнес, а клиенты выбирают лучшие предложения. В некотором смысле ничего не меняется. Тем не менее, появление COVID-19 – это «черный лебедь», шок, который уже отодвигает проблему Boeing 737 MAX на второй план. Чем раньше смертельная пандемия коронавируса пройдет, тем лучше, но жизнь – и авиационная отрасль в частности – будет в каком угодно состоянии, кроме нормального, пока этот кризис не пройдет.