Владельцы сверхзвуковых авиалайнеров Concorde — французская авиакомпания Air France (AF) и британская British Airways (BA) — практически одновременно объявили о полном прекращении полетов этих уникальных самолетов.
Французский перевозчик, эксплуатирующий пять машин этого типа, остановит их полеты 31 мая. Британская авиакомпания продержится дольше — она прекратит 27-летнюю историю полетов своих семи Concorde 31 октября. Дальнейшая эксплуатация сверхзвуковых лайнеров в условиях нынешнего кризиса мировой авиаиндустрии признана экономически невыгодной.
Сверхзвуковой пассажирский лайнер начал разрабатываться европейскими странами во второй половине 50-х гг. — в соревновании с конструкторами США и СССР. Совместные усилия французской и британской промышленности (откуда и название Concorde — согласие) позволили реализовать столь амбициозный проект и довести его до успешной эксплуатации. Первый полет Concorde состоялся 2 марта 1969 г., а 21 января 1976 г. началась его коммерческая эксплуатация. Советский сверхзвуковой лайнер Ту-144 взлетел раньше европейского конкурента, но его век оказался недолгим.
Concorde способен развивать скорость более 2200 км/ч. Полеты на Concorde считались комфортабельными и безопасными, а скорость, в 2 раза превышающая скорости других самолетов, делала его особенно привлекательным для деловых людей. Основным рынком перевозок были регулярные полеты через Атлантический океан: лайнер покрывает расстояние от Лондона и Парижа до Нью-Йорка примерно за 4 часа со 100 пассажирами на борту. В последнее время цена билета Лондон-Нью-Йорк-Лондон составляла 6 тыс. долл.
Эксплуатация сверхзвуковых машин в некоторые периоды приносила авиакомпаниям прибыль, чаще — убыток, но Concorde всегда оставался символом эксклюзивности и престижа обоих национальных перевозчиков.
Ситуация полностью изменилась после трагедии под парижским аэропортом «Шарль де Голль», произошедшей с Concorde 25 июля 2000 г. Длительный перерыв в эксплуатации, вызванный необходимостью тщательных технических проверок, последовавших за этой катастрофой, многочисленные публикации в прессе со спекуляциями о солидном возрасте и потенциальной ненадежности этих машин сыграли свою роль: имидж самого безопасного самолета был постепенно утрачен и популярность его резко пошла на убыль. Общий кризис, свирепствующий на рынке трансатлантических перевозок уже не первый год, буквально добил Concorde: последнее время заполняемость лайнера на трансатлантических маршрутах редко достигала 50%. Менеджеры AF утверждают, что уже несколько лет эксплуатация парка Concorde приносит авиакомпании ежегодный убыток в 30-50 млн долл.
В результате оба перевозчика были вынуждены принять решение о прекращении дальнейшей эксплуатации Concorde, хотя ресурс машин еще не исчерпан (так, еще недавно британская авиакомпания утверждала, что после проведения ремонтных работ машины смогут летать как минимум еще 10 лет).
Весьма экстравагантным выглядит заявление миллиардера Ричарда Брэнсона, владельца британской авиакомпании Virgin Atlantic Airways, о том, что он рассматривает возможность покупки самолетов Concorde y British Airways с целью их дальнейшего использования. Намерение скорее всего продиктовано желанием в очередной раз заявить о себе, ведь, по мнению экспертов, перенос уникального опыта эксплуатации Concorde в другую авиакомпанию потребует огромных материальных ресурсов, а сокращение количества машин увеличит и без того немалую стоимость поддержания их в летном состоянии.
Старые сверхзвуковые пассажирские лайнеры уходят, а вот новые появятся вряд ли скоро. Исследования ведутся и в Европе, и в США, но пока никто не смог найти баланс между крайне высокой стоимостью разработки новых машин (французские эксперты называют цифру в 30 млрд долл.) и ограниченным потенциальным спросом на сверхзвуковые лайнеры на рынке авиаперевозок.