Сверхзвуковая увертюра: идея экологически обоснованна

Путешествия по воздуху со скоростью звука — не главный приоритет для производителей и эксплуатантов авиационной техники в нынешней экономической ситуации, но европейские исследователи уверены, что небольшой по размерам экологически чистый сверхзвуковой самолет может быть создан уже к 2020 г.

Однако одной технической осуществимости такого проекта недостаточно. Предстоит еще убедить компетентные органы в необходимости отменить существующий запрет на сверхзвуковые полеты над сушей. Это, по мнению большинства экспертов, может произойти только в случае создания демонстрационного образца, обладающего пониженной интенсивностью звукового удара на местности.

Ученые по обе стороны Атлантики полагают, что полномасштабный демонстратор станет важным шагом на пути к созданию административного или коммерческого самолета, рассчитанного на 10–20 мест. А наработки по уменьшению воздействия звукового удара и созданию силовой установки, полученные в ходе создания такого воздушного судна, в свою очередь дадут толчок к разработке сверхзвукового самолета следующего поколения (supersonic transport, SST).

Между тем, учитывая нынешнюю кампанию по уменьшению негативного влияния авиации на окружающую среду, может оказаться не так-то просто убедить правительства Европы и США в необходимости инвестировать в концепт-джет, который проторил бы путь сверхзвуковому реактивному самолету, рассчитанному на топ-менеджеров транснациональных корпораций или пассажиров премиум-класса.

Как вспоминали участники конференции в Париже, организованной в июне этого года Ассоциацией аэронавтики и астронавтики Франции и посвященной подведению итогов четырехлетней исследовательской программы High Speed Aircraft (HISAC) по созданию экологически чистого сверхзвукового самолета, для запуска программы в 2005 г. при финансовом содействии Еврокомиссии пришлось преодолевать немалое сопротивление идее сверхзвуковых полетов.

Читайте также  США не оставляют сверхзвуковые амбиции